Как помочь маленькому школьнику овладеть своим поведением?

Для успешного обучения ребенка в школе очень важным является то, насколько к этому моменту произошел переход от непосредственного к опосредованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному.

Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения.

Условиями, позволяющими формировать у ребенка способность к управлению своим поведением, являются следующие:

1. Наличие достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения. Ставя перед ребенком определенные цели (аккуратно писать, вовремя делать уроки и др.) необходимо учитывать реальные мотивы, интересы ребенка.

Например, нужно каждый день заниматься, чтобы отпускали гулять на улицу; чтобы не получать двоек и тогда купят велосипед и т.п. Важно выбрать тот мотив, который значим для ребенка и будет стимулировать его к достижению нужного результата.

И если взрослый будет действовать последовательно и гибко может произойти изменение мотива. Это значит, что по прошествии некоторого времени ребенок станет делать уроки на ради возможности пойти погулять, а самостоятельно, без принуждения, потому что теперь ему понравилось получать хорошие отметки.

2. Введение ограничительной цели.

При выполнении однообразной и непривлекательной для него работы у ребенка быстро может развиться и «психическое пресыщение» и нежелание продолжать работу. Чтобы усилить заинтересованность ребенка в выполнении работы и увеличить ее объем необходимо четко ставить цели, учитывая следующие моменты:

* цель должна ставиться вовремя, лучше делать это заранее, четко определяя для ребенка объем и задачи предстоящей работы;

* если вы видите, что у ребенка начинает наступать пресыщение и он готов отказаться от работы, введите ограничительную цель. Предложите ему написать еще одну строчку, выполнить еще одно задание и т.п. Ограничительная цель позволяет выполнить требование взрослого и одновременно прекратить неинтересное занятие.

Постепенно в процессе занятий у ребенка формируется способность самому ставить цели и в соответствии с ними самому контролировать свое поведение и деятельность.

3. Расчленение выполняемого задания

Сложное или большое по объему задание должно быть разделено на несколько частей. Выполнение каждой части задания будет являться промежуточной целью работы ребенка. Взрослый контролирует выполнение законченной части работы, оценивает, дает рекомендации.

Постарайтесь поддержать ребенка, найти за что можно похвалить. После этого предложите приступить к выполнению следующей части задания. Такой же подход можно применить и для формирования необходимых навыков поведения.

4. Наличие внешних средств организации поведения

Внешние средства имеют большое значение для организации работы без отвлечений и регулирования темпа деятельности. Например, при подготовке ребенком уроков можно использовать следующий прием.

Взрослый договаривается с ребенком, что поможет ему готовить уроки без отвлечений. Как только ребенок отвлекается, взрослый включает, у него на глазах, секундомер и выключает только после того, как ребенок возвращается к работе. Это позволяет резко снизить длительность отвлечений и уменьшить их количество. Используя секундомер, можно добиться устойчивой, повторяющейся изо дня в день работы без отвлечений.

Еще одним удачным средством, позволяющим ребенку организовать свое поведение, являются песочные часы. Они наглядно показывают течение времени и помогают ребенку регулировать темп своей деятельности. Замечено, что обычные словесные напоминания о необходимости продолжать работу значительно менее эффективны.

Используя перечисленные приемы, проявляйте гибкость, будьте терпеливы и настойчивы. Постарайтесь приучить ребенка работать самостоятельно и самому контролировать свое поведение.

Помните: от того, как ребенок научится организовывать свою деятельность в самом начале учебы, зависит не только успешность обучения, но и успешность в других видах деятельности в дальнейшей жизни.

Н.Г. Руденко