Ребенок подросткового возраста сильно отдалился, не слушается, грубит, у нас с ним постоянные конфликты.

Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта “отцы и дети” не знают. Конфликт, взрослых и детей во многом связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны, многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжаю разговаривать с ним «находясь на девятом этаже, будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те – своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.

Если вы хотите наладить отношения с детьми, то можете воспользоваться разработанной психологами системой поведения в конфликте.

Пошаговая система поведения в конфликте

  1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка: «Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю», «Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании, и ты был пьян».
  2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя «Я – высказывание”, говорите о том, что Вы чувствуете: “Я обеспокоена, когда слышу это”, “Я огорчена этим”, “Я так волнуюсь за тебя”.
  3. Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.
    Я боюсь, что ты не сможешь окончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает”.
    “Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью”.
    “Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, с тобой может что-то случиться.
  4. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:
    Я хочу, чтобы ты хорошо окончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя – ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь”.
    Я хотела бы видеть тебя к 22.00, но я знаю, что не могу тебя заставить выполнить это. Ты сама принимаешь решения, и только ты отвечаешь за них”.
  5. Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.
  6. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.